причины и юридическая квалификация действий водителя при лобовом дтп

Дорожно-транспортные происшествия при лобовых столкновениях не являются неизбежными и неотвратимыми. Однако они заранее запрограммированы самим фактом встречного движения по одной дороге. В результате водители являются заложниками и жертвами неадекватной организации опасного встречного дорожного движения. Независимо от причины водитель, оказавшийся на полосе встречного движения, автоматически признается виновным в нарушении ПДД и лишается права на страховое возмещение. Однако гражданским законодательством предусмотрена возможность возмещения вреда здоровью и жизни виновному водителю как потерпевшему.

Из всех дорожно-транспортных происшествий лобовые столкновения транспортных средств на улицах и дорогах являются одними из самых опасных по своим последствиям. Сегодня никто не может быть гарантирован от гибели и увечий при лобовых столкновениях. Между тем они не являются чем-то неизбежным и неотвратимым. Наоборот, они относятся к происшествиям, которых не должно быть.

Возникает вопрос: если это так, то почему общество и государство так безразличны и терпимы к этим ничем не оправданным человеческим жертвам, социальным и экономическим потерям? Считать, что они результат технических неисправностей транспортных средств или так называемого человеческого фактора, значит закрывать глаза на реальную действительность. А она такова, что, несмотря на различные обстоятельства, причина всех лобовых столкновений одна. Это возможность встречного движения по одной дороге.

Лобовые столкновения транспортных средств уже изначально запрограммированы самим фактом двустороннего движения. Они как русская рулетка. Всем известно, что револьвер заряжен, но когда будет выстрел, никто не знает. Смена лошади на лошадиные силы автомобилей произошла без изменения организации движения на дорогах. Движение осталось на архаичном уровне встречного разъезда на одной дороге, тогда как мощность двигателей и скорость автомобилей возросли на порядок и более. Поэтому и последствия лобовых столкновений сегодня несоизмеримы с теми, что были на дорогах до появления на них автомобилей.

Единственным и радикальным средством, способным раз и навсегда исключить возможность лобовых столкновений, является одностороннее движение. Однако реализация безопасного одностороннего движения сталкивается с огромными трудностями как материального, так и нематериального порядка. Конечно, в мире уже есть автобаны, хайвеи, автомагистрали, дороги и улицы с односторонним движением. Там лобовые столкновения исключены. Но их очень мало. Они не оказывают существенного влияния на статистику лобовых столкновений, также как и паллиативы в виде разделительных полос, различного рода барьерных конструкций и парапетов, железобетонных и металлических ограждений, в том числе и энергопоглощающих. Действительность подпирает властные структуры настолько, что обсуждалась даже необходимость введения одностороннего движения на Садовом кольце в Москве.

Действующее законодательство РФ хотя и устанавливает только правостороннее движение, но двустороннее движение не соответствует интересам безопасности дорожного движения. Оно всего лишь дань исторически сложившимся традициям, уходящим в далекое прошлое. Организация одностороннего или двустороннего движения относится к компетенции дорожно-эксплуатационных организаций и регулируется предупредительными / 1.19/ или информационно-указательными знаками 5.5, 5.6, 5.7.1, 5.7.2. Согласно Правилам дорожного движения РФ количество полос для движения безрельсовых транспортных средств определяется разметкой или знаками 5.8.1., 5.8.2, 5.8.7, 5.8.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения, считается половина ширины проезжей части, расположенной слева (пункт 9.1 ПДД РФ).

В отношении выезда на полосу встречного движения категоричного запрета на осуществление этого маневра в Правилах дорожного движения нет. А это ловушка для водителей, провоцирующая выезд на полосу встречного движения. Сама же разметка для разделения транспортных потоков противоположных направлений всего лишь линия или две на дорогах. Она не является непреодолимым препятствием для водителя, у которого отказала техника, подвела дорога или просто "сдали нервы" из-за пробок, движения колонной в часы пик или по другим причинам. Поскольку в ближайшее время повсеместного перехода на одностороннее движение у нас не предвидится, нет и оснований надеяться не только на ликвидацию, но и реальное снижение количества лобовых столкновений. Поэтому проблема возмещения вреда при лобовых происшествиях ждет своего решения, поскольку ни добровольное, ни обязательное страхование автогражданской ответственности не могут решить ее. Как уже отмечалось, лобовые столкновения не являются неизбежными и неотвратимыми, а, наоборот, они запрограммированы фактом двустороннего движения. В этой связи возникает вопрос, является ли водитель, формально нарушивший ПДД, истинным виновником дорожно-транспортного происшествия, несет ли он ответственность по возмещению причиненного вреда или, наоборот, сам является потерпевшим?

Согласно гражданскому законодательству автотранспортные средства являются источником повышенной опасности. Следователь­но, водитель, виновный в совершении лобового столкновения, является причинителем вреда в том случае, если является владельцем транспортного средства. Но, с другой стороны, виновный в совершении лобового столкновения водитель сам является потерпевшим, и гражданское законодательство предусматривает возмещение вреда и для него. Статьей 1079 ГК РФ установлена ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих. К такой деятельности законодатель относит использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п., осуществление строительной и иной связанной с нею деятельности и др. Перечень этот неполный и не исчерпывающий. Строительство дорог, их техническое обслуживание и эксплуатация относится именно к такой создающей повышенную опасность деятельности.

Поэтому при лобовых столкновениях ответчиком, обязанным возместить вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих, являются организации, осуществляющие эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт дорог и улиц, а также комплекс мер по обеспечению безопасного дорожного движения, в том числе одностороннего. Исключив двустороннее движение, дорожно-эксплуатационные организации ликвидируют тем самым и возможность лобовых столкновений.

Поскольку ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих, возлагается на соответствующие юридические лица, каковыми являются дорожно-эксплуатационные организации, обязанные обеспечить безопасное дорожное движение и исключить лобовые столкновения, то и иски о возмещении вреда необходимо предъявлять к таким организациям. Вина конкретного водителя, нарушившего Правила дорожного движения, не имеет значения, так как согласно статье 1083 ГК РФ не подлежит возмещению только вред, возникший вследствие умысла потерпевшего.

Но при лобовых столкновениях умысел отсутствует, дорожно-транспортные происшествия совершаются по неосторожности (ст. 264 УК РФ). При грубой неосторожности потерпевшего размер возмещения может быть уменьшен или в возмещении вреда может быть отказано, но только при отсутствии вины причинителя вреда. При причинении вреда жизни или здоровью гражданина отказ в возмещении вреда не допускается (ст. 1083 ГК РФ). Вина потерпевшего не учитывается при возмещении дополнительных расходов (ст. 1085 ГК РФ), при возмещении вреда в связи со смертью кормильца (ст. 1088 ГК РФ), а также при возмещении расходов на погребение, причем пособие, полученное гражданами, понесшими эти расходы, в счет возмещения вреда не засчитывается (ст. 1094 ГК РФ). Кроме возмещения вреда, гражданское законодательство предусматривает необходимость предупреждения причинения вреда. Согласно статье 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием для запрещения такой деятельности, которая создает или угрожает новым вредом , либо для приостановления ее. Таким образом, водитель виновный в совершении лобового столкновения хотя и теряет право на страховое возмещение, но в соответствии с гражданским законодательством имеет право на возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью. Это право распространяется на лица, находившиеся на иждивении водителя в связи с потерей кормильца.

 

Опубликовано в сборнике: Цивилизация знаний и выбор эффективных стратегий развития современного общества. Материалы второй межвузовской научно-практической конференции. Москва-Александров.2006. С.221-225

Авторы: 1)Аркадий Иванович Кузьмин, к.м.н., судебно-медицинский эксперт, стаж 40 лет; 2) Иван Аркадьевич Кузьмин, к.с.н, адвокат, стаж 8 лет

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Задайте свой вопрос адвокату

Пожалуйста, опишите Вашу ситуацию
Вы здесь: Главная Статьи Гражданские дела по ДТП (споры о возмещении ущерба) Возмещение вреда в результате лобовых столкновений

Наш адрес

105066, Россия, город Москва,

ул. Нижняя Красносельская, дом 39

Телефон офиса: + 7 (495) 789-55-34 Мобильный: + 7 (925) 397-00-68

Эл. почта: mail@advokatkuzmin.ru

Рассылка

Subcribe

Полезная информация

Яндекс.Метрика