Приобретение автомобиля, нового или б/у, в кредит или за наличный расчет всегда дело не только приятное, но и хлопотное, связанное с некоторым риском и нередко потерей части нервных клеток.Как показывает практика, наибольшее число проблемных покупок приходится на всевозможные затяжные праздники, когда сотрудники автосалонов остаются без присмотра руководства и просто "впаривают" нам любые условия -невыгодные кредиты со ставками 200 и более процентов эффективной ставки, навязыванием дополнительного оборудования, не оговоренного при покупке, но под шумок вписанного рукой менеджера-консультанта на внушительные суммы и т.д.

Ситуацию осложняет особенности правового регулирования возврата приобретенной покупки, которая "относится к технически сложным товарам, и соответственно положениям закона РФ "О защите прав потребителя" обмену и возврату не подлежит" - так говорят продавцы (дилеры). Но так ли это на самом деле? Ой, лукавят они, да еще как!

Попробуем разобраться. Действительно, в силу требований Постановления Правительства РФ от 10.11.2011 N 924"Об утверждении перечня технически сложных товаров"  автомобили легковые, мотоциклы, мотороллеры и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), предназначенные для движения по дорогам общего пользования, а иже с ними и снегоходы и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), специально предназначенные для передвижения по снегу, тракторы, мотоблоки, мотокультиваторы, машины и оборудование для сельского хозяйства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), и не предназначенные для движения ни по одному из перечисленных покрытий,  являются технически сложным товаром.

Между тем, ч. 1 ст. 18 закона РФ "О защите прав потребителя" ничего не говорится о том, что технически сложный товар нельзя обменять или возвратить продавцу. Наоборот, абзац 8 этой нормы гласит, что от договора купли-продажи технически сложного товара (а соответственно о его предмета и возвратить деньги) покупатель вправе отказаться. Причем в течение 15 дней это можно сделать при наличии недостатков такого товара, а по истечении двух недель - уже при наличии существенных недостатков, например, производственного брака или иных скрытых дефектов.

Итак, закон на стороне потребителя. Почему же авто дилеры не спешат возвращать деньги при покупке машины, которая не понравилась?

А дело в том, что помимо ст. 18 указанного закона, есть еще и ст. 25 того же нормативного акта, часть 2 которой не предполагает возможность обмена исправного автомототранспорта, если транспортное средство не  не подошло по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации на основании Постановления Правительства РФ от 19.01.1998 N 55. (с изм. и доп., на 01.01.2014)"Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации".

Налицо противоречие, так сказать коллизия норм. И как же тогда разрубить этот гордиев узел, карающий наших потребителей по сути только за одну единственную ошибку - выбор автосалона?

Практика показывает, что суды нередко становятся на сторону автосалонов, нежели на сторону потребителей. Поэтому однозначных рекомендаций тут нет. Хорошим подспорьем в решении данной проблемы является выбор грамотного адвоката. Без преувеличения мы можем сказать, что наши адвокаты обладают необходимыми свойствами и имеют положительный опыт в разрешении подобных дел. Примером может служить дело нашего клиента:

 

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГ Люберецкий городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Гулиной Е.М., при секретаре Соболевой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску З.С. Н. к ООО «Р. А.» о расторжении договора, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с исковыми требованиями, уточненными в ходе судебного разбирательства к ООО «Р. А.» о расторжении договора купли-продажи автомобиля № от ДД.ММ.ГГ, заключенного между ним и ответчиком на приобретение автомобиля Фольксваген Поло, серебристого цвета, и взыскании компенсацию морального вреда в <...>. Свои требования истец мотивирует тем, что после приобретения автомобиля в нем обнаружились недостатки, в связи с чем истец в течение 15 дней со дня приобретения ему автомобиля обратился к ответчику с требованием расторгнуть договор.

Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного слушания.

Представитель истца (по доверенности Кузьмин И.А.) в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, дав пояснения, аналогичные изложенным в иске.

Представитель ответчика ООО «Р. А.» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного слушания.

Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом.

Частью 3 ст. 167 ГПК РФ предусмотрено, что суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Поскольку ответчик не представил в суд уважительных доказательств совей неявки, то суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассматривает дело в отсутствие не явившегося ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного слушания.

Суд, выслушав явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению.

В силу требований ст. 4 Закона РФ от ДД.ММ.ГГ № «О защите прав потребителей», продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При продаже товара по образцу и (или) описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию.

В соответствии со ст. 18 закона «О защите прав потребителей», потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе: потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула); потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара.

Перечень технически сложных товаров утверждается Правительством Российской Федерации. Требования, указанные в пункте 1 настоящей статьи, предъявляются потребителем продавцу либо уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю.

Потребитель вправе предъявить требования, указанные в абзацах втором и пятом пункта 1 настоящей статьи, изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру.

Вместо предъявления этих требований потребитель вправе возвратить изготовителю или импортеру товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы.

Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.

Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.

Статьей 19 закона предусмотрены сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара, а именно, потребитель вправе предъявить предусмотренные статьей 18 настоящего Закона требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ №, автотранспортные средства входят в перечень технически-сложных товаров.

В соответствии со ст. ст. 307, 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается.

В ходе судебного разбирательства установлено, что ДД.ММ.ГГ между сторонами заключен договор № от ДД.ММ.ГГ купли-продажи автомобиля <...> цвет серебристый. Стоимость автомобиля по договору составила <...>

Представитель истца в судебном заседании пояснил, что после покупки автомобиля истцом были обнаружены следующие недостатки: очень жесткая подвеска; автомобиль был в самой простой комплектации, в которую входило только запасное колесо и домкрат, хотя продавцом была обещана более богатая комплектация; в автомобиле отсутствовало дополнительное оборудование, а именно: защита картера, магнитола, которое также было заявлено продавцом; а также в автомобиле установлен достаточно слабый кондиционер.

Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГ З. С.Н. в адрес ответчика была направлена претензия о принятии у него автомобиля, однако ответ на претензию не получен до настоящего времени.

Из преамбулы Закона «О защите прав потребителей», под существенным недостатком товара (работы, услуги), понимается неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

Удовлетворяя исковые требования, суд принимает во внимание доводы истца, которые ответчиком не опровергнуты, доказательств отсутствия указанных истцом недостатков ответчик не представил, тогда как в силу норм действующего законодательства именно на ответчике лежит время по доказыванию факта отсутствия недостатков в проданном товаре..

Исходя из смысла вышеизложенных норм права, требования истца о расторжении договора купли-продажи автомобиля № от ДД.ММ.ГГ, заключенного между истцом и ответчиком, подлежат удовлетворению.

Требование истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда подлежит частичному удовлетворению.

Так в соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Учитывая, что судом установлено нарушение ответчиком прав истца как потребителя, в связи с указанным обстоятельством суд полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере <...>., находя эту сумму разумной и достаточной.

При этом удовлетворении требования истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в <...> руб. следует отказать.

Поскольку истец освобожден от уплаты госпошлины, то с ответчика в порядке ст. 103 ГПК РФ следует взыскать госпошлину в доход бюджета муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области в размере <...>

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194–198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить частично.

Расторгнуть договор купли-продажи № от ДД.ММ.ГГ, заключенный между ООО «Р. А.» и З. С. Н..

Взыскать с ООО "Р. А." в пользу З. С. Н. компенсацию морального вреда в размере <...>.

Взыскать с ООО «Р. А.» в доход бюджета муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области госпошлину в размере <...>

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Люберецкий городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья:

 

Решение вступило в законную силу: 12.08.2013

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Задайте свой вопрос адвокату

Пожалуйста, опишите Вашу ситуацию
Вы здесь: Главная Статьи Гражданские дела по ДТП (споры о возмещении ущерба) Как вернуть кредитный автомобиль продавцу или банку

Наш адрес

105066, Россия, город Москва,

ул. Нижняя Красносельская, дом 39

Телефон офиса: + 7 (495) 789-55-34 Мобильный: + 7 (925) 397-00-68

Эл. почта: mail@advokatkuzmin.ru

Рассылка

Subcribe

Полезная информация

Яндекс.Метрика